|
Николай Московченко в Таджикистане. Именно таким оружием воюют
наркобароны. |
-Николай Михайлович, в нашей стране
местная представительная власть занимается координацией работы с
военнослужащими нечасто. Назовите основные направления этой деятельности.
Какова ее эффективность?
- Мы создали систему шефства
правительственных и неправительственных организаций Москвы над российскими
воинскими частями в Подмосковье, Таджикистане, Дагестане, Осетии, Абхазии,
Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, Севастополе, Югославии. Мне удалось
организовать за 1993-2000 гг. 23 выезда делегаций с грузами целевой помощи
проходящим военную службу в горячих точках военнослужащим и их семьям (общий
объем помощи - 1870 тонн грузов).
Совсем недавно вертолетами мы
доставляли наши московские гуманитарные грузы пограничникам в Аргунское
ущелье - пятьдесят бронежилетов, триста пар теплых горных ботинок, триста
пар перчаток, шерстяные шапки, гитары, сигареты, палатки, восемь тонн
продовольствия, импортные дизель-генераторы и т.п.
Это только одно из направлений
нашей деятельности. Несколько слов о других. По инициативе "Щита Отечества"
и совместно с Московской ассоциацией кадровых служб военными комиссариатами
при поддержке столичного правительства создан Московский центр занятости
военнослужащих запаса "Кутузовский". Главная цель центра - создание стройной
системы профессиональной ориентации, подготовки и трудоустройства
военнослужащих запаса, проживающих в Московском регионе. На них создан банк
данных, который все время пополняется.
Мы проводим и активную
военно-шефскую работу. Я считаю своевременным решение правительства РФ о
введении в школах уроков начальной военной подготовки. Это хорошая поддержка
нашим начинаниям. Организацией в Москве создано несколько
военно-патриотических школ и клубов. Среди них один из самых крупных -
военно-патриотическое объединение "Мужество". В его работе участвуют около
2000 подростков. Есть отделения моряков, пограничников, десантников. Мы
организуем прыжки с парашютами, соревнования по военно-прикладным видам
спорта. Все это помогает нашим юношам подготовиться к службе в армии.
Мы считаем, что правительство
Москвы способно социально защитить своих призывников. Сейчас на базе одного
из районов города Москвы мы организовали страхование парней, которые
призываются в армию. Эти начинания активно поддержаны населением.
- Москва шефствует над Черноморским
флотом. Есть ли здесь ваше участие?
- Конечно, мы регулярные гости
города-героя Севастополя. Мы предложили, чтобы на крейсер "Москва"
призывались юноши из нашего города. Генштаб поддержал нашу инициативу - и
сегодня 300 военнослужащих-москвичей проходят военную службу на этом
корабле.
- Для организации такого объема
работы нужны значительные средства. Откуда они у вас?
- Деньги поступают к нам из
нескольких источников. Нам помогают крупные предприятия Москвы: фабрики
"Ява", "Красный Октябрь", ряд коммерческих организаций, благотворительные
фонды. Также мы привлекаем столичные бюджетные деньги. Москва, мне кажется,
единственный город, у которого есть отдельная статья бюджета на
военно-шефскую работу. На 2000 год по ней на эти цели предусмотрено выделить
около 15 млн. руб., что на треть больше, чем в предыдущем году.
- Итак, можно предположить, что уже
наработан уникальный опыт взаимодействия местной власти с армейскими
структурами, который действует уже в масштабах всей страны...
- Совершенно верно. Войска
переживают нелегкие времена, и мы стараемся эффективно помочь им. Я считаю,
что этот опыт надо распространять и обобщать.
- Но ведь обеспечение армии - дело
не только регионов. Этим по большому счету должно централизованно заниматься
государство.
- Согласен. Во всем должна быть
мера. Однако опыт шефства над армией имеет давнюю историю. И он должен
возродиться в масштабах страны. Задачи представительной власти -
организовывать мероприятия по социальной адаптации военнослужащих, уволенных
в запас, вести работу с призывниками и готовить молодежь к службе в армии,
обеспечивать социально-правовое сопровождение прохождения срочной службы
призывниками, работать с комитетами солдатских матерей, оказывать помощь в
розыске военнослужащих, пропавших без вести в районах боевых действий, и
т.п.
- Как вы видите решение проблем
военной реформы?
- Считаю, что необходимо начать с
законотворческой работы. Мы говорим о военной реформе, но федерального
закона, определяющего принципы военного строительства в России, так и не
появилось. Наше движение принимало участие в разработке проекта закона РФ
"Об альтернативной службе". И очень жаль, что Государственная Дума так до
сих пор его не приняла. Я думаю, что государство обязано тратить на
социальные проблемы военнослужащих гораздо большие деньги, чем сейчас. У нас
должны быть значительные льготы для поступающих в государственные высшие
учебные заведения военнослужащих запаса.
Я уверен, что человек, не служивший
в армии, не может быть назначен на пост председателя правительства или
избираться на должность президента.
В России очень мало внимания
уделяется возрождению ВПК. Я согласен с позицией по этому вопросу и.о.
президента РФ Владимира Путина. Благодаря его инициативе оборонный заказ
увеличен в 1,5 раза. Именно через военные заводы можно возродить нашу
промышленность и производить высококачественную продукцию.
По-моему, Россия в состоянии
укрепить и связи граждан в масштабе СНГ. У нас много офицеров - выходцев из
бывших республик СССР, но почему-то бесплатный проезд для них действует
только в масштабах России. Такая несправедливость, считаю, должна быть
ликвидирована...