Наркоситуация в России и республиках СНГПодготовлено специалистами Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом под руководством генерал-майора милиции Шашкова В.Н. специально к Всемирному конгрессу антинаркотических сил “В XXI веке без наркотиков”Прогнозы Ассоциации о развитии наркоситуации в 1997-1998 годах, высказанные в предыдущих обзорах, полностью оправдались. Угроза массовой наркотизации населения повсеместно возросла. Увеличилось число больных с диагнозом "наркомания". Наблюдается рост количества лиц, начавших потреблять наркотики. Расширился круг торговцев. Есть все основания утверждать, что наркотики "проникли" во все социальные слои и возрастные группы с одновременным расширением географических границ их распространения. На всем постсоветском пространстве нет ни одного густонаселенного региона, в котором не зафиксировано появление какого-либо вида наркотика. Нет ни одной возрастной группы, кроме пенсионеров старших возрастов, среди которых не оказалось бы больных наркоманией. Особенно растет их число среди молодежи и женщин в возрасте до 30-ти лет. Не снижается количество смертей среди злоупотребляющих наркотическими веществами, в том числе от их передозировки. За последние два года (1997-1998) резко возросло количество ВИЧ-инфицированных среди наркоманов. Совокупность официальных данных, которые отражают лишь видимую часть наркоайсберга, и результатов социологических исследований, которые расширяют рамки картины происходящего, позволяют сделать вывод о том, что международный наркобизнес в тесном взаимодействии с отечественными преступными группировками осуществляет широкомасштабную наркотическую агрессию против населения республик СНГ и особенно народов Российской Федерации. На общем фоне сложившейся к 1999-му году наркоситуации и особенно в области усиливающейся распространенности наркотиков, росту контрабанды и увеличивающемуся числу попыток прорыва наркогрупп через границы нельзя не заметить ряд общих для республик стран Содружества причин и определенных просчетов в осуществлении государственной антинаркотической политики, а также в деятельности государственных структур и общественных организаций по разработке и организации мер противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Прежде всего следует заметить, что ни в одной стране Содружества нет единой, хорошо отлаженной системы правового, медицинского, социального и воспитательно-пропагандистского обеспечения организации борьбы и противостояния натиску наркодельцов. Есть антинаркотические законы. Регулярно принимаются соответствующие постановления. Существуют специализированные медучреждения. Создаются и функционируют общественные организации антинаркотической направленности. В печати публикуются материалы, по телевидению показываются передачи антинаркотического содержания. Все это имеет место быть. И все это - элементы, образующие систему. Тем не менее, самой системы пока нет, так как эти элементы в большей части функционируют разрозненно, без тесных контактов и постоянного взаимодействия. Ни в одном из государств Содружества до сих пор не создано единых центров по координации деятельности антинаркотических сил; центров, в которые стекалась бы вся информация о наркотиках и где бы разрабатывались общенациональные меры противодействия международному и доморощенному наркобизнесу. Существующие правительственные комиссии, а кое-где Президентские советы по проблемам контроля за наркотиками, такими центрами не являются. Все они функционируют на общественных началах, а государственная политика на таком фундаменте осуществляться не может. И, как следствие, контакты таких комиссий и советов с государственными структурами, и особенно с общественными организациями, слабы. Влияния на средства массовой информации практически никакого не оказывают. Разрабатываемые ими меры и программы, хотя и утверждаются на государственном уровне, зачастую носят рекомендательный характер, а из-за отсутствия достаточной финансовой поддержки в большей части остаются не реализованными. Вторая, не менее важная, особенность, существенно снижающая влияние на пресечение деятельности наркодельцов, заключается в том, что государственные органы, а вместе с ними и общественность проблему борьбы с распространением наркотиков относят и рассматривают в рамках общей преступности. Между тем она уже давно вышла за ее пределы и приобрела характер реального социального бедствия. Масштабы деятельности наркодельцов и темпы распространенности потребления наркотиков таковы, что правоохранительные органы успешно противостоять нарко-агрессии уже не могут, несмотря на самоотверженность и добросовестность их сотрудников. Результативность их деятельности неуклонно повышается. Но они не в состоянии удержать конкретного человека от употребления наркотика. Здесь нужны другие меры и методы. Нельзя не заметить и еще одну общую причину быстро растущей поражаемости населения наркотиками. Она состоит в недостаточной эффективности деятельности общественных организаций. С одной стороны государственные структуры недооценивают их возможности влиять на профилактику потребления наркотиков и оказывать помощь в реабилитации попавших в наркозависимость. С другой же - такие организации очень часто сами действуют разобщенно и не только в масштабах региона или республики в целом, но и нередко в масштабах одного города или района. Хуже того, по некоторым наблюдениям, между ними возникает своеобразная конкуренция за привлечение спонсоров и благотворителей, что только вредит делу. И, наконец, еще один общий недостаток. Почти во всех странах Содружества средства массовой информации все еще занимают пассивную позицию в защите своих читателей и телезрителей от посягательств производителей и торговцев наркотиками. Публикации в газетах и журналах, телепередачи об опасности, которую несут наркотики здоровью и самой жизни людей, их потомству, появляются эпизодически, нередко без глубокого анализа ситуации и доказательности вредных последствий. Подчеркивание же в них высокой стоимости изымаемых наркотиков, да еще в долларах, вместо содержащихся в них доз и возможного появления новых наркоманов, лишь подсказывает некоторым молодым людям путь и способ легкого обогащения. Многие журналисты при подготовке материалов на эти темы больше рассказывают о самих наркотиках, а не о последствиях их потребления и опасности, которую они несут конкретному человеку и обществу в целом. Продолжают придавать налет некой сенсационности, хотя наркотик в последние годы становится все больше и больше обыденным явлением. Иллюстрацией пассивности журналистов в антинаркотической деятельности может служить попытка Г.Явлинского (политик), В.Гусин-ского (банкир) и К.Пономаревой (теледеятель), предпринятая ими в декабре 1997г., организовать в Российской Федерации движение "СМИ против наркотиков". Не получив необходимой поддержки со стороны государственных органов и широкой общественности, движение вызвало лишь некоторое оживление в СМИ по освещению проблемы, да и то на время. И в конце 1998 года все вернулось на круги своя. Все эти причины и недостатки, в совокупности с некоторыми другими менее значимыми, позволяют считать вывод об отсутствии в странах Содружества четко отлаженных единых систем эффективного противостояния наркоагрессиии достаточно обоснованным. С тем, чтобы процесс их организации был завершен в кратчайшие сроки, на наш взгляд необходимо: 1. По примеру многих стран мира, являющихся наиболее крупными рынками сбыта и потребления наркотиков, в т.ч. и США, создать в рамках Администраций Президентов республик или Советов по национальной безопасности штатные Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, как координирующие центры деятельности государственных структур, общественных организаций и средств массовой информации с двуединой задачей: а) осуществление постоянного контроля за оборотом наркотиков по всем направлениям и их распространением на территории республики на основе сбора, обобщения и анализа данных, которыми располагают соответствующие государственные органы, медицинские учреждения, общественные организации и другие структуры, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, а также разработке мер по эффективному противодействию натиску международного и отечественного наркобизнеса; б) организация широкого движения в обществе за здоровый образ жизни путем укрепления и развития связей, контактов и взаимодействия с общественными организациями; развертывание в средствах массовой информации целенаправленной, последовательной и постоянно-действующей информационно-воспитательной, пропагандисткой антинаркотической кампании как на республиканских, так и региональных уровнях, независимо от расходов на эти цели и получения редакциями прибыли. 2. Несмотря на имеющееся Соглашение о сотрудничестве между МВД стран по проблемам борьбы с наркобизнесом, подписанному в 1992-м году в г. Киеве, заключить аналогичное Соглашение на межгосударственном уровне, предусмотрев в нем преобразование действующего центрального банка данных о наркодельцах и торговцах наркотиками в информационный банк Содружества, в котором сосредотачивались бы не только данные о международных, межреспубликанских и иных преступных группировках, о каналах перевозки и сбыта наркотиков, но и законодательные акты республик, показатели судебной и административной практики по отдельным странам, а также по накоплению методов успешного раскрытия наиболее опасных преступлений, связанных с наркобизнесом. Принятый в ноябре 1997г. на межпарламентской Ассамблее стран СНГ Закон "Об обороте наркотических средств и психотропных веществ" служит правовой базой для законотворчества. Но в нем не могут быть учтены специфические особенности каждой страны, которые должны знать все члены Содружества. 3. С учетом финансово-экономической обстановки и, принимая во внимание, что в силу произошедших перемен в обществе значительная часть денежных и материально-технических ресурсов сосредоточена в руках акционерных обществ и объединений, а также частных лиц, принять на государственных уровнях, а возможно и в рамках СНГ, документ обязательного или рекомендательного характера по вовлечению коммерческо-предпринимательских структур в антинаркотическую деятельность с одновременным представлением им определенных льгот, в т.ч. и по налогообложению. 4. Провести перерегистрацию всех общественных организаций антинаркотической направленности с предварительной проверкой соответствия их деятельности уставным целям и задачам. Предложить всем вновь зарегистрированным организациям создать на автономных началах альянсы для осуществления единства действий против распространения наркотиков среди населения, в первую очередь среди школьников и студенческой молодежи и помочь им в таком объединении. 5. Ускорить разработку и принятие законов там, где их еще нет, об усилении уголовной ответственности за участие в "отмывании нарко-денег", а также механизма их применения, предусмотрев направление конфискованных средств в правоохранительные органы и общественные организации для использования в лечении и реабилитации лиц, попавших в наркозависимость. 6. Решить вопрос об организации либо при единых центрах, либо на базе альянсов общественных организаций, издание специальной газеты или журнала антинаркотического содержания для бесплатного распространения в школах, учебных заведениях, на массовых молодежных мероприятиях. Организовать на одном из каналов телевидения еженедельную постоянно-действующую телепередачу в самое смотрибельное время с привлечением к ее подготовке специалистов-наркологов, представителей правоохранительных органов и общественных организаций. Как нам представляется, реализация этих и других мер, вытекающих из специфических особенностей наркоситуации в каждой стране Содружества, позволит придать организации противодействия незаконному обороту наркотиков, их немедицинскому потреблению, более четкий, целеустремленный характер. По нашему мнению, наркоситуация в республиках СНГ ныне такова, что переломить ее в позитивном направлении ни одно государство Содружества самостоятельно в ближайшие годы не сможет. Было бы желательно, чтобы главы государств сочли возможным обсудить проблему распространенности наркотиков как самостоятельную. Утвержденная ими в мае 1996г. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений не служит препятствием для этого. В ней, как известно, проблемы незаконного сбыта наркотиков рассмотрены в рамках преступности, а не как общественно значимая с точки зрения вовлечения в организацию противодействия наркотической угрозе всех общественных сил. Такое обсуждение станет мощным двигательным импульсом в развертывании широкого общественного движения за здоровый образ жизни во всех республиках СНГ. Промедление же с его организацией может еще больше обострить ситуацию. Входить же в XXI век с многомиллионным количеством самой активной, творчески-работоспособной частью населения, злоупотребляющей наркотиками, значит ставить под угрозу процесс реформирования общества и государств на демократической основе и рыночных отношениях в экономике.
При анализе обстановки в странах СНГ и некоторых оценках нами использованы далеко не полные данные, результаты некоторых социологических исследований, а также экспертные выводы и заключения специалистов. Вместе с этим учитывались специфические особенности каждой республики СНГ: географическое положение, традиции, обычаи населения, экономические связи и т. п. При всем при этом Ассоциация не претендует на абсолютность, категоричность суждений, выводов и оценок. Излагается видение проблемы общественной организацией, участие в решении которой является ее основной задачей.
Уникальность наркоситуации в России состоит в совокупности трех самостоятельных, но очень тесно взаимосвязанных между собой обстоятельств. Во-первых, ее географическое положение. Протяженность морских и сухопутных границ столь велика, что транспортные коммуникации без авиалиний выходят на территории почти 30 государств. К тому же она единственная страна в мире, огромные пространства которой расположены на двух континентах - Европы и Азии. Во-вторых, для международного наркобизнеса до недавнего времени она была закрыта как рынок сбыта, так как в сознании многомиллионной массы людей существовало резко негативное отношение к потреблению наркотиков, а их производители и торговцы были загнаны в глубокое подполье. Поэтому после распада СССР они увидели в ней новый, практически не освоенный, рынок сбыта своей смертоносной продукции. И, в третьих, в силу того же выгодного географического положения, широкой сети транспортных коммуникаций, она представляется им и как новый транзитный путь транспортировки наркотиков из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в Европу, США и Канаду. Не следует сбрасывать со счетов и еще один немаловажный фактор. На территории России природа щедро разбросала целые плантации дикорастущих растений, содержащих наркотические вещества. А уровень развития химической науки и промышленности позволяет использовать имеющийся потенциал для организации производства синтетических наркотиков непосредственно на месте. Все эти обстоятельства в совокупности с возникшими финансово-экономическими трудностями позволили наркобоссам, в т. ч. и отечественным, очень быстро превратить страну в одно из не так уж многочисленных государств, которые одновременно являются производителями, потребителями и перевалочной базой наркотиков. Начиная с 1992 года, распространенность наркотиков в России стала нарастать усиленными темпами. А в 1998г. она приняла невиданный до этого размах. За год число лиц, только поставленных на учет с диагнозом "наркомания" увеличилось на 30 с лишним тысяч человек и достигло почти 300 тысячного рубежа. Среди потребляющих наркотики растет удельный вес несовершеннолетних(почти каждый четвертый), а так-же молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет (почти двое из трех). Наблюдается ежегодный рост лиц, умирающих от наркотиков, в т. ч. от передозировки(+70-80 и 100-110 соответственно). С ростом числа больных наркоманией почти с такой же прогрессией возрастает и количество преступлений, связанных с наркотиками. В 1992-м году было зарегистрировано 19 тыс. преступлений, а в 1997-м уже 184 тыс. В истекшем году их количество перешагнуло 190 -тысячный рубеж. В последние 2 года из оборота стало изыматься по 55-60 тонн различных наркосодержащих веществ. Ежегодный прирост изымаемого опия и гашиша составляет 30-40% , а героина - в 1,5-2 раза. Наибольшую распространенность кроме героина получают наркотики группы амфетаминов и особенно так называемый "экстази" в виде таблеток. Героин и "экстази" почти 100% ввозятся в страну контрабан-дно и распространяются большей частью в европейских регионах. \ Для Дальнего Востока наибольшую угрозу представляет эфедрон, l поступающей с территории Китая. Имеют место факты ввоза его из ) Турции. Контрабандой наркотиков занимаются в основном граждане иностранных государств. За последние 2 года к лицам боле, чем из 50-ти государств, задержанных с наркотиками, добавились граждане Ирана, Израиля. Пакистана, Гвинеи. Всего за преступления в наркобизнесе при въезде на территорию России задержаны граждане 60-ти стран "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Из них: бывших советских республик более 3200 человек (1992-ой год - 1549), других государств - около 3000 человек (1992-ой - 19). Чаще других с наркотиками задерживаются: таджики и азербайджанцы, афганцы и нигерийцы, на Дальнем Востоке - китайцы, реже -вьетнамцы и корейцы. В эти же два года увеличилось и число российских граждан, задержанных в странах Европы и Латинской Америки при попытке контрабандой перевозки наркотиков. Таковых арестовано 97 человек. Все туристы или "челноки". Особо тревожны темпы роста наркоманов из числа подростков и молодых женщин. Только обратившихся за медицинской помощью в последний год почти 50 тысяч несовершеннолетних и около 30 тысяч девушек и женщин. В печати сообщалось, что впервые в истории на учет с диагнозом "наркомания" поставлен мальчик в возрасте 6 лет. В России в числе лиц, злоупотребляющими наркотиками, резко возросла поражаемость ВИЧ- инфекцией. За 10 лет до 1996 года число ВИЧ - инфицированных составляло 1062 человека. Среди них не было ни одного наркомана. К настоящему времени зарегистрировано 5 тыс. только потребляющих наркотики. При сохранении таких темпов распространенности эксперты считают, что уже в ближайшие годы количество ВИЧ- инфицированных в стране может достигнуть 1 миллиона человек. Основные потоки наркотиков на российский рынок идут: - маковая соломка - из Украины, в год 15-20 тонн; - эфедрин - КНР, 120-130 случаев задержаний; - кокаин, героин - страны Латинской Америки, 70-90 кг первого, 800-900 кг второго; - опий - страны Юго-Восточной Азии. По данным Совета по внешней и оборонной политике экспансия опиума по азиатскому направлению с 1992 года возросла более, чем в 13 тысяч раз; -"экстази" - Нидерланды, Польша, Германия. Изымаемые таблетки исчисляются миллионами штук. Кроме контрабандного ввоза, наркотики на рынок поступают и из подпольных лабораторий, находящихся на собственной территории. В них они производятся: в примитивно-кустарных - растительного, в оснащенных биотехнической аппаратурой - синтетического характера. Всего в год пресекается деятельность 800-900 лабораторий. Из них 50-60 занимающихся производством химических наркотиков. Годовой оборот наркобизнеса в России составляет более 3 млрд. долларов. Западные эксперты называют сумму 5-7 млрд. долларов. Как указывается в Ежегодном докладе комитета по контролю за наркотиками ООН: "В Российской Федерации существует тесная взаимосвязь между незаконной торговлей наркотиками и отмыванием денег. Отмывание денег в этой стране... нередко осуществляется через частные коммерческие и страховые компании, финансовые учреждения, пункты обмена валют и агентства по продаже недвижимости..." (п.355 1995-ый год). По оценкам многих специалистов число лиц, злоупотребляющих наркотиками к 1999 году составило более 3 млн. человек. УкраинаИсходя из имеющихся данных, можно считать, что республика входит в число стран Содружества, где наблюдается постоянный рост числа больных наркоманией. С 1992 года он увеличился в 5 раз. Число лиц злоупотребляющих наркотиками составляет примерно 550-600 тыс. человек. Об обострении ситуации говорит и резкий рост распространения ВИЧ- инфекции. В 1994-ом году носителей вируса на учете состояло 183 человека. В 1996-ом уже почти б тысяч. К началу 1999 года их зафиксировано свыше 7 тыс. человек. При этом 70% приходится на инъекционных наркоманов. Как и в России, пользование одним шприцем при групповом внутривенном употреблении наркотика, ведет к быстрому распространению вируса. Украина является не только потребителем, но и производителем наркотиков. Из 19-20 тыс. кг изъятой "маковой соломки" на границе и территории России в год, 90% производится на Украине. В тоже время замечено, что в последнее время доля "маковой соломки" в обороте наркотиков снижается, но увеличивается объем других видов наркотиков , и в первую очередь марихуаны. По тем же причинам, что и в России, на украинском рынке получает распространение "экстази". В 1996-м году в республике обновлено антинаркотическое законодательство. Однако в обществе пока не ощущается серьезной обеспокоенности в связи с распространением наркотиков, их немедицинскому потреблению и ростом заболеваемости наркоманией. Несколько усилилась тревога по поводу поражаемости ВИЧ-инфекцией. Но сказать, что в республике организованно широкомасштабное движение по противостоянию незаконному обороту наркотиков нельзя. Беларусь, МолдоваДо распада СССР численность лиц (в расчете на 100 тыс. населения) больных наркоманией и токсикоманией и зарегистрированных в медицинской сети в сравнении с другими республиками в Беларуси и Молдове была самой низкой. В первой их приходилось по 5, а во второй по 11 человек. Но, начиная с 1992-ого года в этих странах наркотики стали распространяться более активно. В Молдове уровень потребляемости наркотиков хотя и продолжает оставаться невысоким, тем не менее рост заболеваемости постепенно возрастает. В 1996г. Молдова, также как и Украина, обновила законодательство о наркотиках, сделав крен в сторону его ужесточения. Однако эксперты считают, что этот шаг хотя и сделан в правильном направлении, опасность распространенности наркотиков не устраняет. Запретительно-карательные меры, без организации широкой воспитательно-разъяснительной и пропагандистской работы, особенно в молодежной среде, роль сдерживающего фактора в какой-то мере сыграют, но роста немедицинского потребления наркотиков не приостановят. В республике создана национальная общественная организация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Но она нуждается в поддержке и государственных органов, и особенно со стороны коммерчес-ко-предпринимательских структур. Недостаточно активную позицию в антинаркотической пропаганде, по мнению специалистов, занимают и средства массовой информации. Несколько хуже обстановка складывается в Беларуси. Темпы роста распространенности наркотиков здесь более высокие, чем в Молдове. Сказывается ее географическое положение: границы с Польшей, Литвой, Украиной и Россией. А по большому счету республика стала и рынком сбыта наркотиков, поступающих из Польши и Украины, и перевалочной базой, когда они направляются через Россию в Европу и из Европы и Латинской Америки через Литву и ту же Польшу в Россию. Достаточно часто аэропорты городов Беларуси для перевозки кокаина и героина в Санкт-Петербург используют нигерийские наркокурьеры. Тем не менее, несмотря на эти особенности, меры, принимаемые государством по пресечению деятельности международного наркобиз-неса, еще не достаточно адекватны его натиску. Нет оснований утверждать, что проблема незаконного оборота не вызывает тревоги у государственных структур. Но распространяется она лишь в контексте общей борьбы с преступностью. Атмосферы негативного отношения к наркотикам в обществе еще не создано. Средства массовой информации увлечены освещением других проблем. Публикаций об опасностях наркотизации молодежи, осуществлении наркобоссами диверсии против сограждан, в печати и на телевидении появляется крайне редко. Азербайджан, Армения, ГрузияСреди закавказских республик наиболее сложная наркоситуация в Азербайджане. Здесь показатель лиц, зависимых от одурманивающих веществ за последние годы вырос более, чем в 5 раз. На обострение обстановки негативное влияние оказывает не только наличие собственной сырьевой базы (дикорастущая конопля, опийный мак), но и близость Турции, откуда осуществляется контрабанда наркотиков, направляемых в Россию и Европу. По этим причинам, а также с учетом, что и в советский период наркотик имел относительно активное "хождение" в республике, граждане страны больше, чем их соседи, втянуты в наркобизнес и, в частности, в торговлю наркотиками как у себя, так и в России. В Грузии существенного роста распространения наркотиков среди населения не отмечается. После всплеска в 1995 году, когда число лиц, злоупотребляющих наркотиками увеличилось более, чем в 2 раза, дальнейший рост любителей зелья происходил и происходит медленно. По имеющимся ограниченным данным, число наркоманов в стране ежегодно увеличивается, но незначительно. Эксперты полагают, что злоупотребляющих наркотиками здесь насчитывается около 200 тыс. человек. На 100 тыс. жителей приходится примерно 18-19 наркоманов, официально зарегистрированных в медучреждениях. Показатель этот хотя и высок даже в сравнении с Азербайджаном, но он довольно устойчив на протяжении ряда лет. Около 80% наркоманов отдают предпочтение опиатам, остальные в основном каннабису. Настораживающим фактом является обнаружение в 1994 году правоохранительными органами, в Аджарии в горах Сванетии плантации куста ''коки". По некоторым данным наркодельцы проверяли возможность выращивания "коки" в Грузии в больших масштабах. Если это так, то не исключено, что у колумбийских наркокартелей может появиться конкурент и весьма серьезный. Подчеркнем, меры властей по этому факту были оперативными и жесткими. Из всех стран Закавказья и всего Содружества наиболее благополучная обстановка в Армении. Наркотики не обошли стороной и эту страну. Однако широкого распространения после 1992 года не получили. Резких скачков и всплесков злоупотребления ими в последние годы не наблюдалось. В контрабандных перевозках граждане Армении не замечались. Во всяком случае сотрудниками таможенной и пограничных служб они не задерживались. В поле зрения правоохранительных органов России и сопредельных стран не попадали, за исключением лиц, не проживающих на территории страны. Тем не менее наркоманы среди армян есть. Торговцы наркотиками существуют. Смертоносное зелье своим согражданам сбьшают. Республики Средней АзииСитуация с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане представляет собой пеструю картину. Она значительно разница по величине показателей, динамике и тенденциям. В Туркменистане, где некогда уровень потребления наркотиков был исключительно высок, идет последовательное его снижение. Оно в значительной мере экспертами связывается с сокращением употребления опия ( в виде отвара кокнара) старшим поколением. Но на этом фоне нельзя не заметить, что злоупотребление наркотиками среди молодых хотя и медленно, но растет. Ранее этот процесс бьш малозаметен. Узбекистан отличается более жесткой политикой в отношении распространения наркотиков. И дело не только в проводимых операциях по ликвидации плантаций опийного мака и каннабиса, когда уничтожаются десятки тонн растений. Сам факт проведения таких операций позитивно влияет на формирование у населения отрицательного отношения к наркотикам. В совокупности с воспитательно-пропагандистскими и административно-карательными мерами государственным структурам во многом удается держать ситуацию под контролем. В то же время то обстоятельство, что уровень распространенности наркотиков не растет, не дает оснований считать, что проблемы незаконного их оборота в стране не существует. Наоборот, коль скоро этот уровень на протяжении ряда лет, в т.ч. и последние два года, не снижается, значит, что принимаемых мер явно недостаточно. При таких обстоятельствах ситуация в любой момент может обостриться. В Казахстане заболеваемость наркоманией из года в год возрастает. В последний год ее уровень увеличился в 2 раза. Осложняет обстановку не только обширность территории, что используется для безопасных каналов транспортировки наркотиков, но и огромные площади произрастания наркосодержащих веществ. Только дикорастущая конопля занимает площади в 140 тыс. гектаров. Специалисты рассчитали, что в Казахстане наркопроизводители могут ежегодно "добывать" до 2000 тонн эфедры, из которой ежегодно может изготовляться эфедрин. Можно не сомневаться, что эта возможность активно используется. Подтверждением тому служит обнаружение нескольких подпольных лабораторий по изготовлению эфедрина, который затем превращается в эфедрон (меткатинон). Кроме того, Казахстан является крупным изготовителем уксусного ангидрида, который используется в подпольных лабораториях для изготовления героина. Особым спросом этот ангидрид пользуется у наркобоссов Афганистана, одном из основных регионов по производству и сбыту на мировой рынок героина. Самая острая наркоситуация сложилась в Кыргызстане и Таджикистане. Территории этих республик международные наркосинди-каты используют прежде всего как транзитные пути для переброски наркотиков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу. В Кыргызстане численность лиц на 100 тыс. населения, зарегистрированных в медсети, как больные наркоманией, по некоторым данным составляет около 40 человек, что несколько больше, чем в России, Казахстане и почти в 2 раза, чем в Узбекистане. К сожалению по Таджикистану даже ограниченных данных нет. Но тот факт, что редко какая неделя проходит без перестрелок пограничников с вооруженными бандами наркогруппировок, пытающихся пробраться из Афганистана, можно предположить, сколь силен натиск наркомафиози на эту республику. А если учесть, что в Горном Бадахшане и Педжикенте (таджикско-киргизская граница) существует широкая сеть подпольного производства опия, нетрудно представить, в каком трудном положении находится страна с далеко не стабильной социально-политической обстановкой. Обостряет ситуацию в республике и "игра" наркодельцов на разнице цен. Зная о финансово-экономических трудностях, переносимых Таджикистаном, они килограмм героина продают таджикам за 8-10 тыс. долларов. Доставив его на свою территорию, наркокурье-ры перепродают его уже по 20-25 тыс. долларов за килограмм. Те свою же очередь распространяют в городах России в 4-5 раз дороже. В Москве, например, героин на подпольном рынке таджиками продается по цене 140-150 тыс. долларов за килограмм. Бывают факты, когда цена достигает 200 тыс. долларов. Сложность ситуации в республиках СНГ, расположенных в Средней Азии, понимают их высшие органы власти. На совещании в Ташкенте в мае 1996г. представители правительств Казахстана, Кыргыз-стана, Узбекистана и Таджикистана приняли программу сотрудничества в области борьбы с наркотиками. Эти страны согласились сотрудничать с Программой ООН по международному контролю за наркотиками. Обновлять законодательство надо. Активизировать деятельность правоохранительных органов по пресечению преступных деяний наркогруппировок и транзита наркотиков в субрегионе необходимо. Но в сложившейся ситуации и том размахе наркооборо-та, который он получил в настоящее время, этого явно недостаточно. Без включения в организацию отпора наркоагрессии всего общественного организма государств позитивного перелома ситуации уже не добиться. Важно, чтобы борьба с наркобизнесом велась не только силами официальных властей и их структур. Главное, чтобы в нее были вовлечены все позитивные силы общества: родители, педагоги, работники культуры и искусства, все здравомыслящие люди с активной жизненной позицией. Подведем итог. Политики могут не допустить ядерной войны. Власти могут поднять экономику и с помощью ученых предотвратить экологическую катастрофу. Но удержать каждого человека от употребления наркотика они не в силах. Эту проблему можно решить только опираясь на общественное сознание и воспитание у каждого члена общества осознанного понимания своего предназначения и той опасности, которой он подвергается, потребляя наркотики. Отсюда вывод: законы, запреты, карательные меры нужны, но они материализуются и дадут необходимый эффект лишь в том случае, если будут подкреплены широкой и всеобъемлющей, постоянно-действующей разъяснительно-воспитательной работой в обществе, коллективе, школе, семье и с каждым конкретным человеком. Задача сложная, но выполнимая. Выполнимая как мы понимаем только в том случае, если будет решаться не разрозненно, не каждый как может и умеет, а объединенными усилиями, целеустремленно и скоординировано. Вот почему очень важно и крайне необходимо, особенно на современном этапе и в силу сложившихся в странах СНГ обстоятельств, объединить свои усилия в противостоянии наркотической агрессии с тем, чтобы пресечь уже начавшийся процесс массовой наркотизации населения.
|
|